Звуки [х] , [х’] . Буква Х, х
Водопьянова Ольга Ивановна
Планируемые результатыПредметные
- давать характеристику согласных звуков;
- безошибочно узнавать буквы Х, х среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой х;
- Проводить звуко-буквенный анализ;
- Объяснять лексическое значение слова;
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов; делать выводы и составлять ответы на вопросы.
коммуникативные – умение слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; ориентироваться на правильное и последовательное выполнение практической задачи, осуществлять самоконтроль.
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Цель ученика: познакомлюсь с буквой Х и звуками [х], [х’]
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время | Примечание |
1.Орг.момент | - Покажите, что вы готовы к уроку. Садитесь. . |
Учащиеся стоят возле парт. | 1 мин | |
2.Психологический настрой | -Я желаю вам успешной и активной работы на уроке. -Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте друг другу успешной работы на уроке. |
Поворачиваются друг к другу в паре .Прикасаются по очереди пальчиками друг к другу ипроговаривают ЖЕЛАЮ БОЛЬШОГО УСПЕХА ВСЕГДА И ВО ВСЁМ. |
1 мин | Если нечетное количество учеников, то учитель выполняет все действия вместе с учеником, у которого нет пары. |
3. Артикуляционная разминка. | - С чего начинаем работу на уроке Обучения грамоте. 1.Дыхательные упражнения «Именинный пирог» 2. Чтение букв и слов. - Для чего вы выполняли эти упражнения. |
- С разминки. Выполняют вместе с учителем. Выполняют упражнения на карточках. - Для того чтобы научиться быстро читать. |
4 мин | |
4. Мотивационный этап. | - Посмотрите на доску, что дано. - В каждой группе найдите лишнюю букву. А о у и Я ы о и Н м р ч Л б ж ь М з т х |
- Даны группы букв. Находят лишнюю букву с доказательством. - Лишняя буква и - Лишняя буква я - Лишняя буква ч -Лишний мягкий знак - Лишняя буква х, так как в этой группе мы знакомились со всеми буквами, кроме этой буквы. |
5 мин | |
5.Целеполагание | - Если с этой буквой мы ещё не знакомились на уроках, тогда сформулируйте тему урока. -Давайте себя проверим правильно ли мы сформулировали тему урока, для этого откроем учебник на стр. 39. - Сформулируйте цель урока. -Проговорите цель урока в паре друг другу. |
- Тема урока буква Х звуки [х], [х’] Открывают учебник и читают тему урока. - Сегодня мы познакомимся с буквой Х и узнаем, какую работу выполняет эта буква. Проговаривают в паре 1 вариант – 2 варианту, затем 2 вариант – 1 варианту. |
2 мин | Фиксирую цель в солнышке на доске. |
6.Планирование | -Что мы должны составить для достижения цели урока? - С какой ступеньки начнём, достигать поставленную цель. -Что будем узнавать на этой ступеньке? - На каких заданиях будем применять свои знания. |
- План достижения цели. - Со ступеньки как? - Узнаем какую работу выполняет буква Х. -Уточним как правильно называется эта буква. -Сконструируем эту букву. - Будем читать слоги с этой буквой. - Будем читать слова. -Будем читать текст . |
3 мин | |
7.Физ.минутка |
Интерактивная физ.минутка «Самолёт» | Смотрят и повторяют движения. | 1 мин | |
8.Реализация плана Открытие нового знания. |
- С какого пункта плана начнём? - Для этого воспользуемся словарём. - Какой следующий пункт плана? - Что нам поможет это выяснить? -Что изображено на картинке? -Кто такой пастух? Работа со словарём. - Выполните звуковой анализ слова пастух в парах. Проверка. -Сколько звуков в слове пастух? -Какой звук в этом слове мы можем обозначить буквой х. Произнесите его и дайте характеристику. -Обозначьте в схеме этот звук буквой. - Когда один человек пасёт стадо, мы говорим пастух, а если стадо будут пасти несколько человек, то как мы их назовём. - Как нужно изменить данную звуковую схему , чтобы она стала подходить к слову пастухи. -Какой звук в этом слове мы можем обозначить буквой х. Произнесите его и дайте характеристику. -Обозначьте в схеме этот звук буквой. - Что мы узнали о букве Х? -Давайте посмотрим место буквы Х на ленте букв, где она стоит. - Скажите на что похожа буква Х. X — на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь — порешь, Хочешь — шьешь, Хочешь — сам себя стрижешь - Давайте сконструируем эту букву. Из скольки элементов она состоит, что это за элементы. -Все ли пункты плана мы выполнили на ступеньке как? |
- Узнаем как правильно называется эта буква. - Узнаем, какую работу выполняет буква х. - Картинка и звуковая схема на стр. 39. - Пастух. -Ответы детей. Работа в парах. Одна пара работает возле доски. Учащиеся характеризуют звук [х]- согласный, твёрдый, глухой. - Пастухи. - Учащиеся характеризуют звук [х’] – согласный мягкий глухой. - Буква Х обозначает согласный мягкий глухой звук и согласный твёрдый глухой звук. - Буква Х стоит в НИЖНЕМ РЯДУ ленты букв. - Ответы детей Конструируют букву из карандашей. - Всё что мы запланировали выполнили. |
10 мин | |
9.Физ. минутка | Хомка, хомка, хомячок……… | Выполняют движения. | ||
10. Применение знаний | - Мы можем поднять на следующую ступеньку плана. - Что будем делать на этой ступеньке? - С чего начнём? - Прочитайте слоги, в которых буква х обозначает согласный мягкий глухой звук. -Рассмотрите иллюстрацию назовите слова с буквой Х. -Какой следующий пункт плана? - Поставьте пальчики на столбики слов на с. 39. Прочитайте их самостоятельно. - Прочитайте слова противоположные по смыслу. -Прочитайте пары слов, где слова называют ед.ч и мн. ч. предметов. -Какой следующий пункт плана? -К тексту дано ещё задание прочитайте его. - Прочитайте сначала текст самостоятельно. - Действительно это текст. Докажите. -Сколько предложений в тексте . -Теперь читаем по предложению. Один читает, а остальные все следят. - Как мы можем озаглавить этот текст. - О каком времени года идёт речь в тексте. Подтвердите свои слова. - Как мы можем озаглавить этот текст. -Какие машины помогают в уборке хлеба? - Почему хлеб необходимо убрать до холодов? - Все ли пункты плана мы выполнили на ступеньке применяю. |
- Да ,можем. -Применять полученные знания. -Прочитаем слоги с буквой Х Читают слоги. - В слогах хе, хи, хё, хя. - Хомяк, хворост, хижина… - Чтение слов. Читают столбики слов. . Ответы детей. - Читаем текст. - Надо придумать заголовок к тексту. - Все предложения связаны по смыслу. - Поздняя осень, Идут холода……. Ответы детей. - Выполнили все пункты. |
4 мин | |
11.Итог урока | Давайте вспомним какую цель мы поставили в начале урока? -Что удалось нам выяснить? -Встаньте те ребята, кто считает, что достиг цели урока. - Все ли пункты плана удалось выполнить? |
- Познакомиться с буквой Х и её звуками. - Буква Х обозначает согласный твёрдый глухой звук и согласный мягкий глухой звук. |
2 мин | |
12.Рефлексия | - Какое задание показалось наиболее интересным? - Какое задание заставило задуматься? - Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке. -Кто хотел бы что-то исправить в своей работе? Что? Что для этого нужно сделать? -Встаньте те ребята у кого остались ещё вопросы по этой теме. -Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. |
Ответы детей. |
3 мин | |